Юридическая ответственность за нарушение права потребителя на надлежащее качество товаров (работ, услуг)
Соответствующие нормы Закона "О защите прав потребителей" и ГК РФ об ответственности контрагентов потребителя устанавливают гражданско-правовую ответственность. Однако, как отмечалось, за нарушение права потребителя на надлежащее качество товаров, работ и услуг может одновременно возникать административная или уголовная ответственность.
В целом гражданско-правовую ответственность за нарушение права потребителя на надлежащее качество товаров, работ и услуг можно подразделить на следующие виды:
а) ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге);
б) имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги).
Гражданско-правовая ответственность за нарушение права потребителя на надлежащее качество товаров, работ и услуг регулируется ст. 12-16 Закона "О защите прав потребителей", а также ст. 18 и ст. 29.
Статья 18 предусматривает ответственность контрагентов потребителя за продажу товара ненадлежащего качества, закрепляя следующее.
1. Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные указанным Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
обнаружение существенного недостатка товара;
нарушение установленных Законом "О защите прав потребителей" сроков устранения недостатков товара;
невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
2. Требования предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.
3. Потребитель вправе также предъявить требования о замене на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула) и полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру. Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.
4. Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
В статье 29 Закона "О защите прав потребителей" устанавливается ответственность за недостатки выполненной работы:
1. Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:
безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Похожие работы:
- Юридическая ответственность за нарушение права потребителя на надлежащее качество товаров (работ, услуг)
Соответствующие нормы Закона "О защите прав потребителей" и ГК РФ об ответственности контрагентов потребителя устанавливают гражданско-правовую ответственность. Однако, как отмечалось, за нарушение пр...
- Понятие категории "качество товаров, работ и услуг" и права потребителя на надлежащее качество товаров, работ и услуг
Как Закон "О защите прав потребителей", так и ГК РФ не дают определение категории "качество товаров, работ, услуг". Однако в юридической литературе исследователи уделили достаточное внимание раскрытию...
- Юридическая ответственность за нарушение права потребителя на безопасность товаров, работ и услуг
Нарушение права потребителя на безопасность товаров, работ и услуг может причинить вред жизни, здоровью, имуществу потребителя и его окружающей среде. Следовательно, может возникнуть нарушение различн...
- Понятие безопасности товаров, работ и услуг
Определение категории "безопасность товаров, работ и услуг" законодатель раскрывает в преамбуле Закона "О защите прав потребителей" как безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущес...
- Имущественная ответственность за нарушение сроков выполнения требований потребителя
Законом о защите прав потребителей предусмотрена ответственность продавца за просрочку выполнения требований потребителя (ст. 23). Согласно действующим правилам неустойка (пеня) в размере, установленн...